Мев в переводе с древнекельтского означает смех.
UPD
Да, эта книга меня не разочаровала! Шикарно, просто шикарно. Все то, что я хотела знать о трикстерах (почти все... ну ладно, небольшой кусочек всего) под одной обложкой.
Теперь мне везде мерещатся трикстеры. Наруто трикстер (да еще какой!), Дин – о да, Сэм – иногда (одни его щенячьи глазки чего стоят). И чем дальше читаю, тем отчетливее понимаю: каждый сложный, интересный герой несет в себе печать трикстера.
читать дальше«... Первым образ трикстера в его эволюционном развитии рассмотрел Поль Радин применительно к первобытной мифологии индейцев. С его точки зрения иррациональное поведение трикстера есть не что иное, как возможность выхода низменных страстей, не признанных моральными устоями племени и общественным укладом. Этими безрассудными выходками трикстер зачастую ломает имеющиеся традиции и создает новые. Так, согласно Радину, в мифологии индейских племен Виннебего присутствует мотив перехода трикстера в культурного героя, стоящего на более высокой ступени развития...»
С днем рожденья меня!
И так, господа мои ПЧ-елки и мимо проходящие, обычно новорожденные приглашают своих гостей к праздничному столу. Но в виртуальности, единственное что я вам могу предложить – это яства для ума. Эту книгу я наверняка закажу в Озоне.

Гаврилов Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском
фольклоре.
читать дальшеЧасть I. О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ТРИКСТЕРА 13
ЧАСТЬ II. ЛОКИ И ОДИН КАК ЭДДИЧЕСКИЕ ТРИКСТЕРЫ 49
II.1. Нарушитель спокойствия 52
II.2. Провокатор и инициатор 56
II.3. Посредник 60
II.4. Господин магических искусств, добытчик знаний и благ 64
II.5. Воплощение Дикой первобытной Природы 74
II.6. Оборотень, трюкач, игрок 80
II.7. Мудрец и юнец 82
ЧАСТЬ III. ТРИКСТЕР В ФОЛЬКЛОРНЫХ СЮЖЕТАХ ЕВРОПЫ И АЗИИ 91
III.1. Диоген Синопский и киники 94
III.2. Уленшпигель и пир умников 99
III.3. Молла, ходжа, афанди: Насреддин и другие суфии 126
III.4. Иван-умник. Славянские ассоциации 142
ЧАСТЬ IV. ГЕРМЕС и ОДИССЕЙ –ТРИКСТЕРЫ АНТИЧНОСТИ. ЭПИГОНЫ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ 147
IV.1. Бог-трикстер Гермес-Меркурий 148
IV.2. Одиссей, Автолик и Сизиф 170
ЧАСТЬ V. ЧЕРТЫ ТРИКСТЕРА В ЭПИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ИЛЬИ МУРОМЦА 187
V.1. О русском эпическом творчестве 188
V.2. Трюкачество в былинах об Илье Муромце.
Воровство силы 188
V.3. Гиперсексуальность Ильи Муромца 191
V.4. Илья Муромец 193
как оборотень и провокатор 193
V.5. Возмутитель спокойствия 197
V.6. Магический вызов Ильи Муромца 203
ЧАСТЬ VI. ТРИКСТЕР В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН. БОГ ВЕЛЕС И СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ 209
VI.1. Чёрт, Иной сотворец Мира 210
VI.2. Велес. Властитель Иного 219
VI.3. Николай Чудотворец, «русский бог» 229
ЧАСТЬ VII. ТРИКСТЕР МЕРЛИН, СЫН НЕЧИСТОГО 243
VII.1. Источники сведений о Мерлине 244
VII.2. Безумие Мерлина 244
VII.3. Истоки Силы Мерлина 246
VII.4. Пророчества, речи и деяния Мерлина 250
VII.5. Инициатическая деятельность Мерлина 256
VII.6. Мерлин-оборотень 258
VII.7. Гибель Мерлина 263
Приложение.
Священное безумие принца Гамлета 264
Нашла отрывок из этой замечательной книги.
ПРИРОДА ШУТОВСТВА - предисловие к книге Д.Гаврилова "ТРЮКАЧ. ЛИЦЕДЕЙ. ИГРОК. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре"
Если существует так много Шутов,
желающих стать мудрее,
почему же и Мудрец
не может быть Шутом?
(Жизненный девиз
Сальвадора Дали)
Когда мы произносим, а произносим мы их частенько, хрестоматийно известные мысли Н. М. Карамзина и Н. В. Гоголя, давным-давно ставшие крылатыми афоризмами: «Смеяться, право, не
грешно / Над тем, что кажется смешно!», «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!» – то ничего больше к ним не можем добавить… И добавлять-то не требуется!
Что же – человеку свойственно смеяться надо всем. Над временем, над государством, над собой… Состояние пересмешника из карнавальной маски стало его органичной природой. Оно необходимо ему, как воздух. Без него он уже не представляет собственной жизни. Оно становится неотъемлемой частью любой мистерии и неизменной основной составляющей религии и мифологии. Объяснить это можно осознанием собственной греховности, присущим, безусловно, в меньшей степени античному, а в большей – средневековому человеку.
Тягостное чувство личной греховности, возникавшее духовной антитезой принятой за образец идеальной модели святости, не могло, в конце концов, не вылиться в эпатажное осмысление по-
вседневной действительности, что в какой-то мере способствовало возникновению «института шутовства» в Европе и «института юродства» на Руси.
Сами «институты шутовства и юродства» как духовные прояления историко-культурного плана и как социоструктурные образования имеют огромное значение для изучения мирового куль турного процесса в целом, не говоря уже о разделении на виды искусства и более конкретном делении на жанры.
Многим с детства приходилось слышать синонимы: скоморох,
юродивый, Петрушка, Арлекин, Полишинель, клоун… Действо
перечисленных персонажей нередко именовали буффонадой…
Ошибочно полагать, что шутовство и скоморошество – только профессия, занятие шута и скомороха в средневековой Европе или на Древней Руси. Это понятие значительно шире, чем его трактуют различные словари. Шутовство и скоморошество – образ жизни, мировоззрение практически любого средневекового художника. Природа скоморошества и юродства в средневековой Руси была точно такой же, как природа трубадуров, миннезингеров, менестрелей и вагантов средневековой Европы. Частные различия, обусловленные национальным своеобразием, жизненным укладом, не отменяют общих закономерностей развития названных направлений. Следовательно, шутовство и скоморошество необходимо рассматривать как исторические явления европейского масштаба. Это, как никто другой, понимал М. М. Бахтин – создатель поэтики КАРНАВАЛА и КАРНАВАЛИЗАЦИИ…
Мы привыкли к традиционному изображению шутов. Когда мы произносим слово шут – сразу же перед глазами встаёт картинка: эдакий остряк-балагур в немыслимом колпаке с бубенцами. Три
длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост – атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.
В картах шут играет роль символа. В Таро, к примеру, шут – карта Старших Арканов (карта 0 в английской традиции, карта 22 – во французской). Занятно, что и в споре двух школ Таро основным камнем преткновения является именно нумерация карты «Шут». В стандартной колоде игральных карт существуют два Джокера. Это карты с изображением шута, которые в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.
О существовании шутов как профессиональной касты допустимо говорить со времени родоплеменного общества. Плиний Старший, описывая визит Апеллеса во дворец эллинистического царя Птолемея I, упоминает царского шута («planus regius»). Тем не менее, как отмечал М. М. Бахтин, в основном определение шут ассоциируется с европейским средневековьем.
Шут – символическое зеркальное отражение, близнец, тень короля. Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми. Не только люди с актёрскими спо-
собностями, но и люди с психическими заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию. Суфийские мистики издревле слагали притчи о Ходже Насреддине, который, по одной из версий, был шутом самого Тамерлана.
Все королевские дворы средневековья нанимали различного рода шутов, в число умений которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок.
Наибольшего расцвета институт шутовства достиг в период правления Елизаветы I Английской, современником и подданным которой был легендарный Уильям Шекспир, в сущности, также являвшийся Шутом и Лицедеем.
C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.
* * *
Если говорить про шутовство на Руси, то это, как уже мною указывалось выше, – скоморошество, имеющее давние, ещё языческие традиции.
Постоянный персонаж русских сказок Иван-умник (ср.: англ. Fool, Joker) часто противопоставляется царю именно в качестве носителя некого тайного знания, на первый взгляд кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей.
При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого – Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д`Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
Во все времена и у всех народов шуты были мудрыми советниками королей. Они со знанием дела и весьма активно занимались политикой. Имя польского дворцового шута Станьчыка со-
хранилось в устной народной традиции как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.
Король Тонга Тауфаахау Тупоу V – первый в новейшей истории монарх, официально нанявший шута на королевскую службу.
Шутом стал некто Джесс Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако не удалось, так как в 2001 году «шут» был уличён в серьёзных финансовых
хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство. Некоторые современные исследователи, на мой взгляд, вполне оправданно считают средневековых шутов также и носителями древних духовных традиций и тайных знаний.
Я считаю, что книга Д. Гаврилова «Трюкач. Лицедей. Игрок: образ Трикстера в евроазиатском фольклоре» – дерзкая исследовательская попытка осмыслить мировую мифологию с иных, не он-
тологических позиций, но, если быть более точным – стремление создать свою онтологию.
Кто такой Вакх? – Трикстер? – Трикстер. Кто такой Прометей? – Трикстер? – Трикстер. Не говорю уже о Дионисе и Гермесе (он же Меркурий), близком нам, атлантологам,* – Гермесе Трисмегисте (он же Тот Трисмегист, Атлант), Локи, Мефистофеле, Велесе, Бароне Субботе, Сунь Укуне, Тескатлипоке…
В эпических литературных памятниках и фольклоре есть великое множество примеров Трикстеров… Кто такие Гильгамеш, Зигфрид, Беовульф, Мерлин, король Артур, Гамлет Саксона
Грамматика, Тиль Уленшпигель, Святогор, Илья Муромец, если не Трикстеры?..
Архетип Трикстера с течением времени значительно эволюционировал в контексте мировой литературы – Ахиллес, Одиссей, Панург, Гамлет, великолепные шекспировские шуты – Оселок («Как вам это понравится»), Шут («Король Лир»), Тринкуло («Буря»), Башка («Бесплодные усилия любви»), Фесте («Двенадцатая ночь»), Ланчелот Гоббо («Венецианский купец»), Лаваш («Все
хорошо, что хорошо кончается»), Йорик («Гамлет»), Шут («Тимон Афинский»), Пэк (««Сон в летниюю ночь»), Терсит (комедия «Троил и Крессида»), Шут («Отелло»), Дромио Сиракузский и
Дромио Эфесский («Комедия Ошибок»), Спид («Два веронца»); развесёлая гоп-компания из поэмы Себастиана Брандта «Корабль умников», Фауст, Шико, Франкенштейн, доктор Джекил, Панночка, наконец, Воланд со свитою и Мастер с Маргаритою, Остап Бендер, альтист Данилов…
Музыкальная культура также изобилует образами шутов – это и Риголлетто – титульный герой оперы Верди, и Паяцы – действующие лица в одноимённой опере (итал. Pagliacci) Руджеро
Леонкавалло, и Дагонет – шут короля Артура в средневековых романсах…
C 2001 года в Москве, на сцене театра «Ленком» идёт последняя пьеса Григория Горина «Шут Балакирев» (постановка Марка Захарова). Прототипом главного героя является реальный исто-
рический персонаж – уже упомянутый Иван Александрович Балакирев – придворный шут и слуга императора Петра I и императрицы Екатерины I. Шут в трактовке Горина – это не просто
остроумный лицедей, но и всеобщий любимец, вобравший в себя оптимизм народа, его отвагу и весёлую удаль.
В России существует популярная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута. Также группа использует русские фольклорные элементы и элементы европейской средневековой готики.
ХХ век открыл новые грани в образе Трикстера. Произошло это благодаря кинематографу. Ряды Трикстеров пополнили обаятельные герои Чарли Чаплина, Трус – Балбес – Бывалый – кинообра-
зы, созданные Георгием Вициным, Юрием Никулиным, и Евгением Моргуновым; Фантомас, Стэнли Ипкисс в маске бога Локи, капитан Джек Воробей из серии фильмов «Пираты Карибского моря», Джокер из фильма «Тёмный рыцарь...
Архетип Трикстера прочно занял своё место в мировой культуре и без осмысления и осознания его духовного феномена невозможно получить полной картины достижений человече-
ства, чему, на мой взгляд, способствует новая книга Дмитрия Гаврилова, которую держит в руках внимательный и взыскательный читатель…
Да, эта книга меня не разочаровала! Шикарно, просто шикарно. Все то, что я хотела знать о трикстерах (почти все... ну ладно, небольшой кусочек всего) под одной обложкой.
Теперь мне везде мерещатся трикстеры. Наруто трикстер (да еще какой!), Дин – о да, Сэм – иногда (одни его щенячьи глазки чего стоят). И чем дальше читаю, тем отчетливее понимаю: каждый сложный, интересный герой несет в себе печать трикстера.
читать дальше«... Первым образ трикстера в его эволюционном развитии рассмотрел Поль Радин применительно к первобытной мифологии индейцев. С его точки зрения иррациональное поведение трикстера есть не что иное, как возможность выхода низменных страстей, не признанных моральными устоями племени и общественным укладом. Этими безрассудными выходками трикстер зачастую ломает имеющиеся традиции и создает новые. Так, согласно Радину, в мифологии индейских племен Виннебего присутствует мотив перехода трикстера в культурного героя, стоящего на более высокой ступени развития...»
С днем рожденья меня!

И так, господа мои ПЧ-елки и мимо проходящие, обычно новорожденные приглашают своих гостей к праздничному столу. Но в виртуальности, единственное что я вам могу предложить – это яства для ума. Эту книгу я наверняка закажу в Озоне.

Гаврилов Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском
фольклоре.
читать дальшеЧасть I. О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ТРИКСТЕРА 13
ЧАСТЬ II. ЛОКИ И ОДИН КАК ЭДДИЧЕСКИЕ ТРИКСТЕРЫ 49
II.1. Нарушитель спокойствия 52
II.2. Провокатор и инициатор 56
II.3. Посредник 60
II.4. Господин магических искусств, добытчик знаний и благ 64
II.5. Воплощение Дикой первобытной Природы 74
II.6. Оборотень, трюкач, игрок 80
II.7. Мудрец и юнец 82
ЧАСТЬ III. ТРИКСТЕР В ФОЛЬКЛОРНЫХ СЮЖЕТАХ ЕВРОПЫ И АЗИИ 91
III.1. Диоген Синопский и киники 94
III.2. Уленшпигель и пир умников 99
III.3. Молла, ходжа, афанди: Насреддин и другие суфии 126
III.4. Иван-умник. Славянские ассоциации 142
ЧАСТЬ IV. ГЕРМЕС и ОДИССЕЙ –ТРИКСТЕРЫ АНТИЧНОСТИ. ЭПИГОНЫ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ 147
IV.1. Бог-трикстер Гермес-Меркурий 148
IV.2. Одиссей, Автолик и Сизиф 170
ЧАСТЬ V. ЧЕРТЫ ТРИКСТЕРА В ЭПИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ИЛЬИ МУРОМЦА 187
V.1. О русском эпическом творчестве 188
V.2. Трюкачество в былинах об Илье Муромце.
Воровство силы 188
V.3. Гиперсексуальность Ильи Муромца 191
V.4. Илья Муромец 193
как оборотень и провокатор 193
V.5. Возмутитель спокойствия 197
V.6. Магический вызов Ильи Муромца 203
ЧАСТЬ VI. ТРИКСТЕР В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН. БОГ ВЕЛЕС И СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ 209
VI.1. Чёрт, Иной сотворец Мира 210
VI.2. Велес. Властитель Иного 219
VI.3. Николай Чудотворец, «русский бог» 229
ЧАСТЬ VII. ТРИКСТЕР МЕРЛИН, СЫН НЕЧИСТОГО 243
VII.1. Источники сведений о Мерлине 244
VII.2. Безумие Мерлина 244
VII.3. Истоки Силы Мерлина 246
VII.4. Пророчества, речи и деяния Мерлина 250
VII.5. Инициатическая деятельность Мерлина 256
VII.6. Мерлин-оборотень 258
VII.7. Гибель Мерлина 263
Приложение.
Священное безумие принца Гамлета 264
Нашла отрывок из этой замечательной книги.
ПРИРОДА ШУТОВСТВА - предисловие к книге Д.Гаврилова "ТРЮКАЧ. ЛИЦЕДЕЙ. ИГРОК. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре"
Если существует так много Шутов,
желающих стать мудрее,
почему же и Мудрец
не может быть Шутом?
(Жизненный девиз
Сальвадора Дали)
Когда мы произносим, а произносим мы их частенько, хрестоматийно известные мысли Н. М. Карамзина и Н. В. Гоголя, давным-давно ставшие крылатыми афоризмами: «Смеяться, право, не
грешно / Над тем, что кажется смешно!», «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!» – то ничего больше к ним не можем добавить… И добавлять-то не требуется!
Что же – человеку свойственно смеяться надо всем. Над временем, над государством, над собой… Состояние пересмешника из карнавальной маски стало его органичной природой. Оно необходимо ему, как воздух. Без него он уже не представляет собственной жизни. Оно становится неотъемлемой частью любой мистерии и неизменной основной составляющей религии и мифологии. Объяснить это можно осознанием собственной греховности, присущим, безусловно, в меньшей степени античному, а в большей – средневековому человеку.
Тягостное чувство личной греховности, возникавшее духовной антитезой принятой за образец идеальной модели святости, не могло, в конце концов, не вылиться в эпатажное осмысление по-
вседневной действительности, что в какой-то мере способствовало возникновению «института шутовства» в Европе и «института юродства» на Руси.
Сами «институты шутовства и юродства» как духовные прояления историко-культурного плана и как социоструктурные образования имеют огромное значение для изучения мирового куль турного процесса в целом, не говоря уже о разделении на виды искусства и более конкретном делении на жанры.
Многим с детства приходилось слышать синонимы: скоморох,
юродивый, Петрушка, Арлекин, Полишинель, клоун… Действо
перечисленных персонажей нередко именовали буффонадой…
Ошибочно полагать, что шутовство и скоморошество – только профессия, занятие шута и скомороха в средневековой Европе или на Древней Руси. Это понятие значительно шире, чем его трактуют различные словари. Шутовство и скоморошество – образ жизни, мировоззрение практически любого средневекового художника. Природа скоморошества и юродства в средневековой Руси была точно такой же, как природа трубадуров, миннезингеров, менестрелей и вагантов средневековой Европы. Частные различия, обусловленные национальным своеобразием, жизненным укладом, не отменяют общих закономерностей развития названных направлений. Следовательно, шутовство и скоморошество необходимо рассматривать как исторические явления европейского масштаба. Это, как никто другой, понимал М. М. Бахтин – создатель поэтики КАРНАВАЛА и КАРНАВАЛИЗАЦИИ…
Мы привыкли к традиционному изображению шутов. Когда мы произносим слово шут – сразу же перед глазами встаёт картинка: эдакий остряк-балагур в немыслимом колпаке с бубенцами. Три
длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост – атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.
В картах шут играет роль символа. В Таро, к примеру, шут – карта Старших Арканов (карта 0 в английской традиции, карта 22 – во французской). Занятно, что и в споре двух школ Таро основным камнем преткновения является именно нумерация карты «Шут». В стандартной колоде игральных карт существуют два Джокера. Это карты с изображением шута, которые в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.
О существовании шутов как профессиональной касты допустимо говорить со времени родоплеменного общества. Плиний Старший, описывая визит Апеллеса во дворец эллинистического царя Птолемея I, упоминает царского шута («planus regius»). Тем не менее, как отмечал М. М. Бахтин, в основном определение шут ассоциируется с европейским средневековьем.
Шут – символическое зеркальное отражение, близнец, тень короля. Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми. Не только люди с актёрскими спо-
собностями, но и люди с психическими заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию. Суфийские мистики издревле слагали притчи о Ходже Насреддине, который, по одной из версий, был шутом самого Тамерлана.
Все королевские дворы средневековья нанимали различного рода шутов, в число умений которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок.
Наибольшего расцвета институт шутовства достиг в период правления Елизаветы I Английской, современником и подданным которой был легендарный Уильям Шекспир, в сущности, также являвшийся Шутом и Лицедеем.
C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.
* * *
Если говорить про шутовство на Руси, то это, как уже мною указывалось выше, – скоморошество, имеющее давние, ещё языческие традиции.
Постоянный персонаж русских сказок Иван-умник (ср.: англ. Fool, Joker) часто противопоставляется царю именно в качестве носителя некого тайного знания, на первый взгляд кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей.
При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого – Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д`Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
Во все времена и у всех народов шуты были мудрыми советниками королей. Они со знанием дела и весьма активно занимались политикой. Имя польского дворцового шута Станьчыка со-
хранилось в устной народной традиции как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.
Король Тонга Тауфаахау Тупоу V – первый в новейшей истории монарх, официально нанявший шута на королевскую службу.
Шутом стал некто Джесс Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако не удалось, так как в 2001 году «шут» был уличён в серьёзных финансовых
хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство. Некоторые современные исследователи, на мой взгляд, вполне оправданно считают средневековых шутов также и носителями древних духовных традиций и тайных знаний.
Я считаю, что книга Д. Гаврилова «Трюкач. Лицедей. Игрок: образ Трикстера в евроазиатском фольклоре» – дерзкая исследовательская попытка осмыслить мировую мифологию с иных, не он-
тологических позиций, но, если быть более точным – стремление создать свою онтологию.
Кто такой Вакх? – Трикстер? – Трикстер. Кто такой Прометей? – Трикстер? – Трикстер. Не говорю уже о Дионисе и Гермесе (он же Меркурий), близком нам, атлантологам,* – Гермесе Трисмегисте (он же Тот Трисмегист, Атлант), Локи, Мефистофеле, Велесе, Бароне Субботе, Сунь Укуне, Тескатлипоке…
В эпических литературных памятниках и фольклоре есть великое множество примеров Трикстеров… Кто такие Гильгамеш, Зигфрид, Беовульф, Мерлин, король Артур, Гамлет Саксона
Грамматика, Тиль Уленшпигель, Святогор, Илья Муромец, если не Трикстеры?..
Архетип Трикстера с течением времени значительно эволюционировал в контексте мировой литературы – Ахиллес, Одиссей, Панург, Гамлет, великолепные шекспировские шуты – Оселок («Как вам это понравится»), Шут («Король Лир»), Тринкуло («Буря»), Башка («Бесплодные усилия любви»), Фесте («Двенадцатая ночь»), Ланчелот Гоббо («Венецианский купец»), Лаваш («Все
хорошо, что хорошо кончается»), Йорик («Гамлет»), Шут («Тимон Афинский»), Пэк (««Сон в летниюю ночь»), Терсит (комедия «Троил и Крессида»), Шут («Отелло»), Дромио Сиракузский и
Дромио Эфесский («Комедия Ошибок»), Спид («Два веронца»); развесёлая гоп-компания из поэмы Себастиана Брандта «Корабль умников», Фауст, Шико, Франкенштейн, доктор Джекил, Панночка, наконец, Воланд со свитою и Мастер с Маргаритою, Остап Бендер, альтист Данилов…
Музыкальная культура также изобилует образами шутов – это и Риголлетто – титульный герой оперы Верди, и Паяцы – действующие лица в одноимённой опере (итал. Pagliacci) Руджеро
Леонкавалло, и Дагонет – шут короля Артура в средневековых романсах…
C 2001 года в Москве, на сцене театра «Ленком» идёт последняя пьеса Григория Горина «Шут Балакирев» (постановка Марка Захарова). Прототипом главного героя является реальный исто-
рический персонаж – уже упомянутый Иван Александрович Балакирев – придворный шут и слуга императора Петра I и императрицы Екатерины I. Шут в трактовке Горина – это не просто
остроумный лицедей, но и всеобщий любимец, вобравший в себя оптимизм народа, его отвагу и весёлую удаль.
В России существует популярная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута. Также группа использует русские фольклорные элементы и элементы европейской средневековой готики.
ХХ век открыл новые грани в образе Трикстера. Произошло это благодаря кинематографу. Ряды Трикстеров пополнили обаятельные герои Чарли Чаплина, Трус – Балбес – Бывалый – кинообра-
зы, созданные Георгием Вициным, Юрием Никулиным, и Евгением Моргуновым; Фантомас, Стэнли Ипкисс в маске бога Локи, капитан Джек Воробей из серии фильмов «Пираты Карибского моря», Джокер из фильма «Тёмный рыцарь...
Архетип Трикстера прочно занял своё место в мировой культуре и без осмысления и осознания его духовного феномена невозможно получить полной картины достижений человече-
ства, чему, на мой взгляд, способствует новая книга Дмитрия Гаврилова, которую держит в руках внимательный и взыскательный читатель…
И с Днем Рождения еще раз)
(с)
Adenette, ага, спасибо *сыто улыбается*
ame*, спасибо за мой портрет!
IQ-sublimation, ага, с прошедшим
Подарочек
читать дальше .
Ты абсолютно права, "обманщика" можно эпизодически углядеть в любом из героев.
Ты абсолютно права, "обманщика" можно эпизодически углядеть в любом из героев.
Тем более, что образом обманщика трикстер не ограничивается