Однажды по телевизору я увидела небольшой репортаж об искусстве китайской вышивке по шелку. Помню, тогда меня потрясло, как работали мастерицы: они подцепляли тонюсенькими иглами шелковое полотно по одной ниточке и делали крохотный стежки. В результате получались вышитые картины невероятной красоты. Невозможно было поверить, что эти пышные розы, пионы, яркокрылые бабочки, пестрые птички, важные карпы, грациозные красавицы и бородатые мудрецы, на самом деле вышиты шелком по шелку. Очень трудно было разглядеть отдельные стежки, к тому же нитки были так мастерски подобраны, что возникала полная иллюзия, того, что ты смотришь на прекрасные акварели.
читать дальшеНедавно, лазая по Сети я наткнулась на статью посвященной выставке китайских вышивок. Били там несколько фотографий, которые, хоть и были не самого лучшего качества, потрясли меня до глубины души. На тончайшем, полупрозрачном («рисовом») шелке были вышиты бабочки, много бабочек, самых причудливых форм и расцветок. Шелковая поволока была натянута на раму, так что она просвечивала на свету, и можно было увидеть людей стоящих за ней, благодаря этому казалось, будто бабочки порхали в воздухе, а переливы шелковых нитей, только усиливали этот эффект.
Тут уж я целенаправленно полезла в инет в поисках информации и приличных фотографий. Хорошей статьи не нашла, да и с фотографиями в рунете, как оказалось, большой напряг. Пришлось шерстить англоязычные сайты.
Из немногих найденных мною статей (да и методом наблюдения) я узнала, что вышивки в основном повторяют сюжеты китайской живописи (пейзажи, животные, рыбы, цветы, красавицы, сцены из китайской мифологии и литературы). Символика изображений и цветов взята из фен-шуй. Например, благожелательные символы:
Рыбы (карп) - символ успеха;
Бабочки - символ безмятежной радости, счастья;
Цветы лотоса - символ верности;
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Птицы - символ свободы и радости.
Цвета:
Белый - олицетворение высшего инь , символ чистоты;
Красный - символы огня, радости, счастья;
Желтый - символы Земли, власти, мечты;
Черный - символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Разумеется, вышивкой в древнем Китае занимались в основном женщины. Жены и наложницы, проводившие большую часть жизни на женских половинах домов своих мужей, украшали причудливыми вышивками любые тканевые поверхности: свои наряды и одежду мужа и детей, туфли, скатерти, постельное белье, подушки и шторы, наконец, они вышивали настоящие картины, вставляли их в резные рамы и украшали ими интерьеры своих домов.
Позже, когда вышивки стали ходовым товаром, за это ремесло взялись и мужчины.
Здесь лежит неплохая статья о разновидностях китайских вышивок magazeta.com/chinese_culture/2007/12/14/dvustor...